Почему в Реформации появились разные направления?
1,279
просмотров
В эпоху Средневековья власть церкви стала господствующей силой не только в духовной, но и в политической сфере жизни общества. Проповедуя воздержание, смирение, церковные служители наживались на индульгенциях, десятине, поборах с населения.

Начало Реформации

Роскошная жизнь представителей духовенства осуждалась не только рядовыми верующими, но и некоторыми священниками. В результате сформировалось крупное общественно-политическое и религиозное движение, пропагандировавшее необходимость реформирования католической церкви в соответствии с Библией. Оно получило название Реформации.

Началом ее считается выступление Мартина Лютера (доктора богословия в Виттенбергском университете). В 1517 г., 31 октября он прибил к дверям Замковой церкви табличку с 95 тезисами. В них он критиковал злоупотребления католических церковников.

Экономические предпосылки

Реформация 16 века была обусловлена в первую очередь противостоянием представителей набиравшего силу капитализма и приверженцами господствовавшего в то время феодального строя. Именно он являлся материальной основой процветания католической церкви.

В XIV-XV вв. начал формироваться новый класс в обществе – буржуазия. Он постепенно захватывал экономику и стремился к политической гегемонии. Буржуазии, претендовавшей на господство, необходима была новая идеология. Она не планировала отказываться от христианства, она хотела его обновления. От католицизма новая религия должна была отличаться дешевизной и простотой. Представителям буржуазии нужны были деньги, но, разумеется, не для строительства огромных храмов, а для вложения в производство и извлечения максимальной прибыли.

Соответственно, основным направлением Реформации стало отстранение церкви от государственных доходов. В тех странах, где существовала сильная власть монарха, поддерживавшего национальную буржуазию (во Франции, Англии), были приняты особые декреты. В соответствии с ними, претензии католической церкви существенно ограничивались.

В других государствах центральная власть оказалась не такой сильной (к примеру, в Германии). В этих странах церковники чувствовали себя очень свободно. Постоянные поборы и вымогательства вызывали ненависть у местного населения, которая усиливалась частыми случаями непристойного поведения священнослужителей.

Если принимать это во внимание, становится ясно, почему в Реформации появились разные направления. Люди оказались в различных условиях и имели различные возможности для достижения своих целей. В одних странах процесс проходил относительно мирно, в других – не обошлось без вооруженных конфликтов.

Духовные предпосылки

Ключевые направления Реформации в Европе сформировались не только под влиянием экономических причин. Немаловажное значение имела интеллектуальная среда в европейских государствах, претерпевшая существенные изменения.

Свободная критика, использовавшаяся в период Возрождения, подтолкнула людей к новому взгляду на все культурные явления, в том числе и религию. В эпоху Возрождения внимание акцентировалось на личную ответственность и индивидуальность. Это и способствовало формированию критического взгляда на структуру церкви. Распространившаяся мода на древние рукописи заставила людей обратить внимание на множество несоответствий между ранним и современным христианством.

Реформация продолжалась вплоть до 1648 г.

Лютеранство

В своих тезисах Лютер не пропагандировал развернутое учение. Он только говорил о необходимости опровергнуть мифические заслуги церкви и прекратить продажу индульгенций. В 1518 г. его пригласил Папа. Предполагалось, что на встрече они обсудят поведение Лютера. Однако автор тезисов уклонился от приглашения.

К 1521 г. Лютер уже имел достаточно мощную поддержку бюргерства и народных масс. Однако его учение было признано на имперском сейме еретическим.

Крайнее левое крыло

В ходе дальнейшего формирования лютеранства началась крестьянская война. Лидером крайнего левого крыла стал Т. Мюнцер. Социальные цели движения были приближены к утопическому коммунизму. Акцент делался на необходимости провести своего рода национализацию имущества. Эта цель, разумеется, не согласовывалась с идеями буржуазии. Вот еще почему в Реформации появились разные направления.

В религиозных вопросах взгляды восставших основывались на признании возможности установить непосредственный контакт души и божества. Следовательно, духовенство как опосредующая сила исключалась из этой цепи. Это движение стало называться анабаптизмом.

К 1530 г. движение переместилось в Северную Германию. В начале 1534 г. был захвачен город Мюнстер. Анабаптисты стали перестраивать общественный порядок. Однако их господство продолжилось недолго. Мюнстер был осажден и в скором времени пал. Выжившие анабаптисты бежали в Нидерданды и Чехию. Лидером нидерландского течения стал Менно Симоне. Под его влиянием движение приобрело более мирную направленность и стало называться меннонитством.

Соответственно, понятно, почему в Реформации появились разные направления – они использовали разную теоретическую основу. Одни стремились к уничтожению ненавистного класса церковников, другие – были более терпимы к священнослужителям и старались отстоять свою позицию без войны.

Дальнейшее укрепление лютеранства

Лютер осуждал крестьянскую войну. Это способствовало укреплению его позиций среди власти и бюргеров.

После Вормского имперского сейма, осудившего лютеранство как ересь, состоялся в 1526 г. Шпеерский рейхстаг. Он отменил ранее принятое решение и разрешил князьям выбирать веру для себя и своих подданных. Однако уже через три года Шпеерский рейхстаг отменил свое прежнее решение. История Реформации в Европе, однако, на этом не закончилась. Отмена решения Шпеерским рейхстагом вызвала волну негодования.

Противостояние длилось до 1555 г. После заключения Аугсбургского религиозного мира установилась свобода вероисповедания. Однако еще довольно долго в Германии военная и политическая борьба велась в религиозной форме.

Вскоре почти всю Европу охватила Тридцатилетняя война. Завершилась она Вестфальским миром, который, по сути, легализовал все завоевания Реформации.

Ситуация в Швейцарии

Эта страна в государственно-политическом отношении являлась конфедерацией кантонов. Она не зависела от властей Германии. В религиозном отношении кантоны подчинялись епископам разных католических диоцезов (административных единиц) – итальянских, австрийских, германских. Соответственно, ясно, почему в Реформации появились разные направления: кроме религиозных вопросов, решались проблемы становления суверенного государства. Центрами стали Женева и Цюрих.

Итоги Реформации

Движение нанесло существенный удар по католицизму. Однако полностью уничтожить его не удалось. В Европе стали укрепляться централизованные абсолютистские монархии. В таких условиях папство не могло рассчитывать на роль политического центра. Католическая церковь была вынуждена принимать меры, чтобы предотвратить натиск протестантизма.

Итоги Реформации сложно охарактеризовать однозначно. Единый католический мир, объединявший западноевропейские народы под руководством Папы, прекратил свое существование. Возникло множество национальных церквей. Часто они зависели от светских правителей. Вместе с тем национальные церкви сформировали основу для становления национального сознания европейских народов.

Существенно повысился образовательный и культурный уровень населения Северной Европы. Необходимость изучения Священного Писания способствовала росту начальных и высших учебных заведений; стали создаваться университеты, в которых велась подготовка церковнослужителей.

Духовное равенство обеспечивало развитие представлений и о политическом равенстве. В государствах, где реформаты составляли большинство, мирянам было предоставлено больше возможностей в управлении церковными делами, а гражданам – в управлении делами государства.

Заключение

Основным же достижением Реформации можно считать то, что она обеспечила замену прежних феодальных отношений новыми капиталистическими. Общество стремилось к экономии, развитию промышленного производства, отказу от развлечений и дорогостоящих богослужений. Целью стало накопление капитала для последующего его вложения в производство и торговлю. Это привело к тому, что протестантские государства стали опережать православные и католические страны в экономическом развитии.

Ваша реакция?