Рим под влиянием греческой культуры
538
просмотров
Римляне, завоевавшие Грецию, уважительно относились к наследию её цивилизации. Эллинская культура стала основой культуры Рима.

Греки и римская литература

Во 3-м веке до н. э. под влиянием греков развивается римская литература. Греческие писатели, историки и философы бывают в Риме как послы своих государств. Некоторые эллины попадают в рабство и становятся домашними учителями римских аристократов. Многие из них позже удостаиваются статуса вольноотпущенников.

В области литературы римские авторы учились у греческих писателей и состязались с ними. Начало римскому эпосу положил грек-вольноотпущенник Ливий Андроник переводом на латынь «Одиссеи». Цицерон сравнивал «Одиссею» Андроника со старинными и грубыми скульптурами.

Перевод был сделан для работы с учениками и использовался ещё два века. Поэт «Века Августа» Гораций писал, как в юности изучал «Одиссею» Андроника и получал наказания за недостаток прилежания.

В 240 году до н. э. римляне праздновали победу над Карфагеном. Во время празднеств должна была быть поставлена трагедия на латыни, а Ливию Андронику поручили её сочинить. Поэт написал пьесу и сыграл в ней в качестве единственного актёра. Вслед за первой постановкой он получил заказы на написание новых трагедий.

Римские актёры.

 Из греческих комедиографов римляне ценили авторов Новой Аттической комедии и прежде всего Менандра. Сюжеты брались из жизни, а героями становились простые люди.

Сохранились пьесы двух римских комедиографов 2-го века до н. э. — Плавта и Теренция. Как образцы они использовали греческие комедии: делали вольный перевод, убирали неподходящие эпизоды, добавляли сцены из других пьес, что-то дописывали от себя.

Римские зрители ценили эти трагедии, поэтому их постановки отличались пышностью. Среди сюжетов выбирались те, которые можно было связать с Италией. Например, Троянский цикл. Квинт Энний на основе пьес Еврипида создал трагедии «Эвмениды» и «Ифигения». Император Август написал трагедию «Аякс», а знаменитый поэт Овидий — «Медею».

Римские драматурги подражали утраченным ныне трагедиям эллинистической эпохи. «Трагичнейшим» из афинских драматургов они считали Еврипида. Впрочем, некоторые авторы использовали как первоисточники и пьесы Софокла, второго из великой тройки афинских трагиков.

Постепенно наряду с греческими сюжетами в римском театре появляются собственные. На сцене идут трагедия претекста (по названию одежды должностных лиц) и комедия тогата, героями которых становятся уже римляне. Первые претексты написал Гней Невий — они рассказывали о Ромуле и герое войн с галлами и карфагенянами Марцелле.

Вслед за переводом «Одиссеи» последовало создание ещё двух эпических поэм на латыни. Гней Невий написал гекзаметром «Пуническую войну» о первой кампании против Карфагена. В ней прозвучали мотивы, которые позже появятся у Вергилия — странствия Энея и проклятие Дидоны. Поэт опирался на греческий эпос, а его поэма была попыткой создания римской «Илиады».

Сцена из трагедии.

 Уроженец юга Италии Квинт Энний с юности знал греческую литературу и театр. Позже он преподавал в Риме и написал ряд трагедий на греческом и римском материале. Главным его трудом был эпос «Анналы», стихами излагавший историю Рима. В «Анналах» Энний развил традиции эллинистического эпоса. Поэт претендовал на звание «нового Гомера».

В 1-м веке до н. э. Вергилий написал «Энеиду». Эта поэма стала последней попыткой создать национальный эпос. Вергилий заимствовал и развил сюжеты Невия и Энния. Кроме того, образцом для него стали поэмы Гомера. Троянцы Энея даже проплывают у него тем же маршрутом, что и Одиссей.

Образованные римляне читали Гомера и греческих трагиков в оригинале. Также патриции читали историков Эллады. Например, Марк Брут провёл ночь накануне Фарсальской битвы за выписками из «Всеобщей истории» Полибия.

Так под влиянием греческих образцов развивалась собственная литература Рима.

Рим и греческая историческая мысль

Одним из популярнейших жанров в греческой историографии были сочинения об основании городов. Ко времени завоевания полисов Южной Италии Римом у греческих авторов уже появились тексты об основании Рима. Первые римские историки писали по-гречески и знакомились греческими легендами.

Фабий Пиктор написал по-гречески первое в истории римской литературы историческое сочинение — «Деяния предков». В нём он изложил историю своего города от основания и современных автору событий. Пиктор по примеру греков использовал отсчёт лет по олимпиадам и насыщал свой рассказ легендами и рассказами о вещих снах героев.

Катон Старший.

Вслед за Фабием Пиктором исторические труды на греческом языке написали Луций Цинций Алимент, Авл Постумий Альбин, Гай Ацилий и даже сын Сципиона Африканского.

В 180-е гг. до н. э. Катон Старший впервые написал историю на латыни, а также отказался от датировки по олимпиадам. В качестве точки отсчёта историк использовал разрушение Трои — ключевое событие в легендах о происхождении римлян. На основании этой даты он вычислил год основания Рима и вёл счёт от основания города. Хотя Катон не одобрял увлечения современников греческой культурой, он уважительно относился к исторической мысли эллинов.

Греческая атлетика в Риме

Кроме произведений культуры римляне заимствовали у греков и образ жизни. В частности, занятия атлетикой. Этот обычай вызывал в Риме наиболее жаркие дискуссии.

В 167 году до н. э. Эмилий Павел отпраздновал победу над Македонией устроенными в Амфиполе играми. Римлянин отправили послов в греческие полисы и эллинистические царства, приглашая их жителей принять участие в играх.

Традиционные римские игры включали кулачный бой, борьбу и бег. В эпоху республики полководцы несколько раз устраивали греческие спортивные состязания в рамках празднования своих триумфов. Полководцы не раз устраивали игры в самом Риме. Чтобы поучаствовать в них, атлеты специально приезжали в Италию. Олимпийские игры 80 года до н. э. остались без внимания многих атлетов — они уехали в Рим на игры, устроенные Суллой в честь победы над Митридатом.

Кулачные бойцы.

 В эпоху империи атлетические представления из эпизодических стали постоянными. Многие авторы упоминают их наряду с гладиаторскими боями, театром и гонками на колесницах. Октавиан учредил два спортивных фестиваля — в Никополе и Неаполе. В его правление в Риме проходили игры, для которых был построен деревянный стадион. Император Тит трижды был распорядителем на играх в Неаполе. Домициан учредил регулярные спортивные игры в Риме, которые были названы Капитолийскими.

При Августе популярным стал греческий обычай совмещения места для купания и тренировок. Сначала они появились в городах, соседствовавших с греками Италии, в том числе в Помпеях. Затем традиция достигла Рима — на Марсовом поле по этой технологии были построены Бани Агриппы. При Нероне рядом с ними появились новые бани и гимнасий. Кроме того, император предоставил ко дню открытия бесплатное оливковое масло для посетителей.

Сами римляне всё больше времени уделяли тренировкам в палестрах по греческому образцу. Об этом с сожалением писали современники, ностальгировавшие по прошлому, когда наставником был ветеран, а не «презренный грек». На саркофагах римлян появляются изображения кулачного боя и панкратиона. При этом нет ни одного упоминания о римлянине-победителе Капитолийских игр.

Рим стал центром атлетической жизни Средиземноморья. Здесь располагалась штаб-квартира союза атлетов и располагался храм их покровителя Геракла. Здесь же было найдено много надписей, посвящённых спортивным победам. Проходившие в Риме Капитолийские игры по своему статусу уступали только священным играм Греции.

Отдыхающий кулачный боец.

В регионах империи действовали местные отделения союза, во главе каждого из которых стояли архонт, секретарь и казначей. Важными должностными лицами являлись ксистархи, задачей которых было приглашать на местные игры известных атлетов. Во время соревнований члены союза становились жрецами.

Римляне противопоставляли физическую и умственную деятельность. Сенека писал, что атлеты, чьими мышцами любуются зрители, слабы духом. Гален призывал юношей заниматься науками, а не атлетикой. Витрувий говорил, что писатели заслуживают большего уважения, чем атлеты. Ведь они не только делают сильнее себя, но и укрепляют умы других.

Римские философы и писатели критиковали увлечение атлетикой в числе других массовых зрелищ (вроде скачек). Но иногда под удар попадала только она как продукт чужой культуры. Атлетика, по мнению суровых квиритов, поощряла гомосексуализм. Плиний Младший с одобрением сообщал своему адресату, что в городе Вьенна под давлением одного из должностных лиц запретили гимнастические состязания (как дурно влияющие на нравственность граждан). Плиний хотел, чтобы запретили и Капитолийские игры.

Кроме того, атлетику противопоставляли военной подготовке. Тацит с сожалением писал, что юноши вместо военной подготовки занимаются кулачным боем.

Несмотря на критику, атлетика вошла в римскую жизнь. Но осталась в ней только как развлечение. Профессиональный спорт по-прежнему был греческим.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится