Неоязычество: что это такое и откуда оно взялось
747
просмотров
В 1951 г. британский парламент отменил закон о наказании за колдовство, который действовал на протяжении многих сотен лет. Это событие можно было бы отнести к историческим курьезам, если бы не одно важное обстоятельство. Отмена этого закона открыла дорогу новому религиозному движению, которое появилось в Англии в 1 пол. ХХ в. Речь идет о неоязычестве, или учении Викка.

Европейские антропологи XIX в. тщательно собирали и систематизировали любые сведения о традиционных религиях человечества, стремясь восстановить первоначальные верования древних людей, понять и объяснить их мир. Делалось это прежде всего из научного интереса и стремления восстановить истину. Однако уже в ХХ в. огромный накопленный материал.ю накопленный братьями Гримм, Бахофеном, Тейлором, Фрезером и другими знаменитыми исследователями стал использоваться для других целей.

В 1921 г. английский антрополог и египтолог Маргарита Мюррей опубликовала книгу «Культ ведьмовства в Западной Европе», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Опираясь на исследования Фрезера, автора знаменитой работы «Золотая ветвь», Мюррей писала, что европейского колдовство эпохи Средний веков и Нового времени являлось ни чем иным как остатками языческих культов плодородия, которые уходили корнями в религиозные представления палеолита. Более того, она доказывала, что ведовство и ведьмы были намного более широко распространены, чем было принято считать ранее. Она назвала эти релиеиозные представления культом Дианы, поскольку все ведьмы якобы поклонялись женскому божеству. Далее, Мюррей писала, что ведьмы собираются в общины по 12 человек, во главе которых стоит либо сам Дьявол, либо его человеческое воплощение.

В 1933 г. появилась новая книгу Мюррей – «Бог и ведьмы», в которой рассказывалось еще об одном верзовном божестве ведьм – Рогатом Боге, связанном с кельтским Цернуном. Таким образом Великая Богиня и Рогаты Бог составили божественную пару ведьмовского пантеона. Развивая эти идеи, в 1954 г. она опубликовала третью книгу – «Божественный король Англии», где утверждала, что все британские короли от Вильгема Завоевателя до Якова I являлись тайными колдунами и приносили в жертву своим богам высших государственных деятелей страны.

В 1948 г. вышла в свет книга «Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии», написанная известным английским писателей и поэтом Робертом Грейвсом. Он умышленно отмежевался от строгих академических рамок официальной науки, чтобы исследовать прошлое поэтическими методами. Это позволило ему «реконструировать» первобытные культы европейцев, в частности, ритуалы поклонения Великой Белой Богине рождения, любви и смерти – проматери всего сущего, связанной с тремя основными фазами Луны. Грейвс утверждал, что смог обнаружить следы данного культа во всех древних европейских культурах.

Во 2-й половине ХХ в. все эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Марии Гимбутас, американского археолога литовского происхождения, исследовательницы древних культур Европы эпохи неолита и бронзового века. Основная идея Гимбутас, к слову сказать, не признанная широкой научной общественностью, сводилась к следующему. В Древней Европе имелись развитые общества, основанные на матриархате и культе Великой Богини. Сам культ женского божества появился в эпоху кроманьонцев около 35 тыс. лет назад и, следовательно, должен считаться древнейшим в истории мировых религий.

Гимбутас развила свои теории в трех основных работах: «Богини и боги Древней Европы» (1982 г.), «Язык Богини» (1989 г.) «Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы» (1991 г.) и умерла, не успев закончить четвертую - «Живые Богини». Следует заметить, что рассуждения о «женском» характере древних цивилизаций не имеют под собой достаточной научной базы. Делать какие-либо точные заключения о характере древних культов невозможно, поскольку письменные источники, где бы раскрывался смысл учения древних, отсутствуют и никогда не существовали. Здесь для исследователя открывается бесконечное поле для интерпретация, заблудившись на котором легко выйти за границы науки.

Причем, ни в одной из реально сохранившихся сакральных традиций женщины не играют ведущую роль. Более того, в наиболее архаичных культурах нет ведьм, а их роль исполняют ведьмаки, т.е. мужчины-колдуны. Тем не менее, все перечисленные выше работы стали своего рода научным фундаментом, который лег в основу так называемого неоязычества. Однако само это религиозное течение появилось несколько раньше.

Еще в XVIII в. в Великобритании романтически настроенные оккультисты стали серьезно интересоваться языческими традициями своих предков. В 1781 г. британские масоны создали тайное общество совершенно нового типа - Древний орден друидов. Однако традиция выводит орден из встречи нескольких чудом уцелевших потомственных друидов в лондонский таверне «Три яблока», которая якобы состоялась еще в 1717 г. Члены этой ложи первыми в исторический период стали проводить ежегодные ритуалы в Стоунхендже как наиболее сакральном месте Британских островов.

Спустя более 120 лет, в 1905 г. общество собрало здесь почти тысячу современных друидов. За более чем двухсотлетнюю историю Древний орден друидов превратился в весьма влиятельную религиозную общину в Великобритании, Ирландии и Соединенных Штатах. В 1907 г. художник и поэт Людвиг Фаренкрог создал в Вене Общество Германской Веры (ГГГ), символом которого стал черный молот Тора на фоне золотой свастики. Целью этого объединения стало возрождение немецкого язычества, которое должно было заменить христианство в деле возрождения германской нации.

Вооружившись Эддой, члены ГГГ попытались возвести в Австрии языческий храм, но работы были прекращены после мощных протестов местной христианской общины и венского духовенства. После прихода к власти нацистов, Общество Германской Веры, филиалы которого к тому времени действовали не только в Австрии, но уже и в Германии, было запрещено, и многие его члены оказались в концентрационных лагерях. Тем не менее, уже после войны ГГГ возродилось и успешно существует по сей день.

Новый друиды и германские неоязычники пользуются достаточно широкой популярностью, но наибольшего влияния и распространения смогло добиться учение Викки, которое отказалось от узких национальных рамок и приняло формы некой универсальной религии, основанной на древних сакральных тайнах. Создателем учения Викки является шотландский оккультист Джеральд Гарднер.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится