«Витрувианский человек» — рисунок из серии графических штудий Леонардо да Винчи на тему пропорций и устройства человеческого тела, созданных на рубеже 1480–1490-х годов. Убежденный, что искусство должно опираться на научное знание, художник увлеченно постигал в этот период анатомию, а также зодчество — ведь он работал на правителя Милана Лодовико Сфорца не только как живописец, но и как инженер и архитектор. Штудировал бестселлер Ренессанса — «Десять книг об архитектуре» римлянина Витрувия, жившего в I веке до н. э.
«Витрувианский человек» — иллюстрация к третьей книге этого трактата, в которой перечислены идеальные соотношения частей тела. Считая, что архитектор должен следовать гармонии природы, Витрувий рекомендовал использовать те же пропорции при постройке зданий.
«Витрувианского человека» в эпоху Ренессанса рисовали и другие, однако изображение, созданное Леонардо, наиболее точно соответствует тексту. На том же листе — выдержки из трактата в вольном пересказе художника, написанные зеркальным почерком. Это, по мнению итальянского историка Доменико Лауренцы, свидетельствует, что Леонардо сделал рисунок для себя, а не ради славы: предназначенную для чужих глаз работу он сопроводил бы более удобными для чтения заметками.
Пятьсот лет спустя исследователь творчества Леонардо Чарлз Николл назвал «Витрувианского человека» «самым известным рисунком в мире».
1 Почерк. Леонардо нередко делал заметки зеркальным почерком. Николл предположил, что художнику-левше, которого никто не пытался переучить в детстве, было удобнее писать справа налево.
2 Человек. Витрувий считал человеческие пропорции отражением гармонии Вселенной. Леонардо разделял эту точку зрения и называл свои анатомические исследования «космографией микрокосма».
3 Круг. С древних времен эта фигура символизирует универсум и божественное начало.
4 Квадрат. Символ земного начала. Материальный мир, по представлению древних, состоит из четырех стихий, в нем четыре стороны света — столько же сторон у квадрата. Человек, вписанный в круг и квадрат, объединяет в себе земное и небесное.
5 Лицо. Художник еле заметно расчертил его на три равные части, подписав парафразой текста Витрувия: «Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица». Общая длина лица равна длине кисти руки и 1/10 роста человека.
6 Голова и шея. Отмеченное Леонардо расстояние от верхней части груди до макушки должно составлять 1/6 роста.
7 Позы. На рисунке 16 поз, но значимы только две — когда фигура вписана в правильные геометрические фигуры, круг и квадрат, в соответствии с текстом Витрувия: «…если положить человека навзничь с распростертыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку, то при описании окружности линия ее коснется пальцев обеих рук и ног. Точно так же, как из тела может быть получено очертание окружности, из него можно образовать и фигуру квадрата. Если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распростертым рукам, то получится одинаковая ширина и длина».
8 Стопа. Четыре ладони, 1/7 роста, записал Леонардо (по Витрувию — 1/6).
9 Палец. Наименьшая единица измерения на рисунке. «Ширина четырех пальцев равна ширине ладони», — приписал художник. Рост человека, как и длина стороны квадрата, равен 96 пальцам.
10 Ладонь. Рост, или длина стороны квадрата, равен 24 ладоням.
11 Локоть (cubitus). «Шесть ладоней составляют один локоть», «четыре локтя — рост человека», — вслед за Витрувием отметил Леонардо и разделил изображение на четыре части.
12 Рука. Художник добавил от себя, что расстояние от локтя до кончиков пальцев равно 1/5 роста, а от локтя до подмышки — 1/8.
13 Пупок. Центр фигуры, вписанной в круг. Неверно мнение, что горизонтальная линия, проведенная через эту точку, разделила бы квадрат по принципу золотого сечения (когда отношение меньшей части к большей равно отношению большей к целому). Такая линия должна проходить выше, а идея о золотой пропорции заинтересовала Леонардо позже, после того как он в 1494 году подружился с математиком Лукой Пачоли.
Леонардо да Винчи
1452 — родился в Винчи, Тоскана; Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и деревенской девушки.
1466–1472 — учился у флорентийского мастера Андреа Верроккьо.
1482–1499 — жил и работал в Милане.
1495–1498 — создал фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
1503 — начал писать «Мону Лизу».
1516 — по приглашению короля Франциска I переехал во Францию.
1519 — умер в замке Кло-Люсе, в котором поселил его король.