Бунт четырнадцати: почему лучшие выпускники Императорской Академии художеств отказались от золотой медали и что из этого вышло
0
1,927
просмотров
Восстания и революции всегда несли в себе перемены, иногда глобальные, жизненно и исторически необходимые. Так и бунт живописцев в конце второй половины XIX века кардинально изменил историю русской живописи. 14 выпускников-академистов, восставшие против идеи «искусство ради искусства» и сорвавшие конкурс к 100-летнему юбилею Императорской Академии художеств, положили начало объединению свободных художников, впоследствии ставшим называться Товариществом передвижных художественных выставок .

Реальное искусство, противостоящее академизму.

Реальное искусство, противостоящее академизму. Императорская Академия художеств Санкт-Петербурга.

Со времени своего основания Академия художеств имела большое влияние на художников и их творческую деятельность, все было под контролем ее руководства. Однако со временем многие учащиеся начали выражать недовольство методами преподавания в учебном заведении, хотя до «Бунта» мало кто заявлял об этом в открытую.

В ноябре 1863 года в стенах Императорской Академии произошло нечто невообразимое - разразился грандиозный скандал, который немногим позже назовут «Бунтом четырнадцати», послужившим предпосылкой создания нового направления и истории российской живописи. Итак, во время дипломной работы четырнадцать самых лучших выпускников Академии официально, заявили, что отказываются участвовать в конкурсе приуроченном к 100-летнему юбилею учебного заведения, на кону которого была большая золотая медаль и диплом первой степени.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Иван Крамской.

Руководством Академии была предложена тема конкурсной работы - «Пир в Валгалле» на германо-скандинавский мифологический сюжет. Выпускники, претендовавшие на участие в конкурсе, во главе с Иваном Крамским посчитали тему совершенно бессмысленной и оторванной от реальной жизни. А их выдвинутое требования о смене задания и прошение о самостоятельном выборе сюжета, были категорически проигнорированы экзаменационной комиссией. И молодым художникам ничего не оставалось как покинуть аудиторию, тем самым провалив юбилейный конкурс. Все четырнадцать обратились с просьбой к вице-президенту Академии князю Гагарину, что бы тот распорядился выдать им дипломы, «соответствующие тем медалям, которыми были награждены ранее».

О бунтарях незамедлительно было доложено императору Александру II, который и дал указание вручить, согласно требованию бастующих, дипломы классных художников второй степени и тайно установить за ними негласный полицейский надзор.

Искусство для людей

Искусство для людей На фото участники «Бунта четырнадцати», 1860-е.

Академисты-бунтари, вышедшее за стены академии, рьяно выступали за реализм и социальное направление в русской живописи. И разорвав все отношения с Академией, приверженцы идей Крамского организовали первую в истории русского искусства независимую творческую группу единомышленников под названием «Артель художников». Демократические идеи и мечты о всеобъемлющей свободе, о доступности искусства представителям всех слоев общества объединили единой целью русских живописцев.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Григорий Мясоедов.

Пройдет каких-то семь лет и артель переродится в «Товарищество передвижных художественных выставок» или же, как мы привыкли слышать - движение передвижников. И если Артель была лишь первой попыткой создать сообщество художников, независимых от опеки, контроля и давления Академии, то Товарищество успешно осуществило эти идеи в жизнь.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Виктор Васнецов.

Расставляя приоритеты, хотелось бы заметить, что именно передвижники сделали русскую живопись доступной для жителей многих городов Российской империи. Ведь до того все, что было связано с русской культурой и искусством было сконцентрировано в основном только в Петербурге, в стенах Академии художеств и в частных коллекциях аристократов.

Фурор передвижных выставок

Фурор передвижных выставок Групповая фотография членов ТПХВ (1885). Передвижники — цвет русской живописи конца 19 столетия.

И вот уже в конце 1871 года передвижники отправились со своими творениями «в народ». Первая экспозиция их полотен путешествовала по городам и весям около двух месяцев. Она была представлена также в Москве, Киеве и Харькове. Среди живописцев предоставивших свои полотна на суд провинциальной публики были Мясоедов, Перов, Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Алексей Саврасов.

Это событие вызвало небывалый фурор и среди самих передвижников, в том числе. Ведь общий доход от проведенных выставок составил почти 4400 рублей, которые были справедливо разделены между всеми участниками товарищества, что было уже грандиозным событием. Для сравнения стоит заметить, что средний годовой доход от всех проведенных выставок Академией художеств никогда не превышал 5000 рублей. И при всем при том, художники предоставлявшие свои полотна, не имели от продаж своих творений ни рубля - все деньги переходили в государственную казну.

«Народные выставки», которых за всю их историю существования было около полусотни, объехали немало городов России, неся в массы культуру и просвещение. Так что переоценить значение этих мероприятий практически невозможно.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Василий Поленов.

Существовавшая финансовая дисциплина в Товариществе и строгие требования к творчеству экспонентов (так именовались члены организации) - сослужили движению передвижников хорошую службу, их дело стремительно начало процветать. И уже к средине 70-х годов немало живописцев, писавших свои полотна для передвижных экспозиций, обрели не только материальный достаток, но и всенародную известность и признание.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Илья Репин.

Однако такой расклад дел совсем не устраивал руководство Императорской Академии, оно забило тревогу и официально объявило, что «Товарищество во главе с Крамским подрывает авторитет Академии и лишает ее выставки потенциальных покупателей и публики». Это привело к многолетнему противоборству Товарищества художников и руководства учебного заведения.

Миротворцем в этом противостоянии не раз пытался выступить известный коллекционер и меценат Павел Третьяков. «Кто действительно прав покажет только время», - говорил он.

Павел Третьяков - коллекционер и меценат.

И справедливости ради нужно отметить, что к передвижникам Третьяков питал особые чувства, о чем говорит его и материальная, и моральная поддержка многих художников, у которых был основным заказчиком. К примеру, особое место в творчестве Василия Перова принадлежит великолепной портретной галерее знаменитых личностей России, созданной под заказ Павла Третьякова.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Василий Перов.

Разногласия и распад в ТХПВ

К концу 19 века борьба за влияние в искусстве постепенно сошла на нет. Тогдашнее руководство Академии пошло на хитрый шаг, стоивший объединению стремительного заката. А именно, некоторым представителям Товарищества последовало официальное приглашение стать преподавателями Академии для того, чтобы внести новые веяния и новые направления в ее учебный процесс.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Архип Куинджи.

Так, парадоксальным был факт в жизни передвижника Архипа Куинджи: сначала его не хотели принимать в академию студентом, а спустя годы Академия сочла за честь пригласить знаменитого художника в ряды преподавателей.

В итоге группа наставников из передвижников организовала одно из самых влиятельных отделений Академии, при том, взяв за основу у старой системы то, против чего в свое время боролись, а именно - монополистические тенденции. И вновь, как и много лет тому назад, началось противостояние поколений: маститые, стоящие у истоков заслуженные основатели Товарищества, против начинающих молодых художников - экспонентов.

Плеяда художников-передвижников 19 столетия. Валентин Серов.

Так, к примеру, начинающим художникам, уже не имеющим права голоса, категорически запрещалось выставлять, где бы то ни было свои произведения, кроме как в сообществе. Да и стать теперь кандидатом в члены Товарищества было непросто.

Стоит также отметить, что к концу века восемь из четырнадцати участников «бунта», в том числе и Иван Крамской были удостоены почетных званий академиков Императорской Академии художеств. А к 1923 году Товарищество передвижников прекратило свое официальное существование.

Культовые полотна и малоизвестные творения художников ТПХВ

Более полувека передвижники творили историю искусства России, знакомили жителей глубинки с современной русской живописью и вместе с тем продавали свои работы. Это был самый ее прогрессивный период, раскрывающий пороки общества, показывающий нелегкую жизнь простых людей.

Христос в пустыне. Автор: Иван Крамской.
Земство обедает. (1872год). Автор: Г.Г. Мясоедов.
Боярыня Морозова. Автор: Василий Суриков.
Всюду жизнь. (1888 год). Автор: Николай Ярошенко.
Тройка. Автор: Василий Перов.
«У дверей школы». Автор: Николай Богданов-Бельский.
На бульваре. (1886 - 1887 г.г.). Автор: Владимир Маковский.
«В харчевне». (1874 год). Автор: Виктор Васнецов.
Не ждали. Автор: Илья Репин.
Девочка с персиками. Автор: Валенин Серов.
В коридоре окружного суда. (1897 год). Автор: Касаткин Николай.

И как видим, реализм передвижников был драматичным и носил обличительный характер. Сюжеты зачастую отражали острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость и нищету.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится