Жан Батист Симеон Шарден: создатель удивительно сочных, реалистичных натюрмортов, портретов и бытовых сценок
878
просмотров
Жан Батист Симеон Шарден — парижский живописец XVIII века, уникальный мастер цветопередачи. Творчество Жана Батиста Шардена основывалось на тщательном наблюдении за окружающей жизнью. Его картины чужды мифологической помпезности, сюжеты простые, обыденные, полные тепла и задушевного света.
Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Автопортрет», 1775

Жан Батист Шарден оставался непонятым критиками своей эпохи, но мирился с этим, не изменяя правдивой манере изображения жанровых сценок. Его натюрморты, в отличие от фламандских и голландских, лишены подчёркнутой грубости, изящны, просты, как вся жизнь скромного парижанина.

Биография Жана Батиста Шардена

Жан Батист Симеон Шарден увидел свет в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, в семье простого ремесленника, поздней осенью 1699 года — 2 ноября. С младенчества он впитал дух простых горожан, честных ремесленников, с их маленькими радостями и повседневными заботами.

Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Мёртвый заяц», 1730

Отец с матерью радовались, обнаружив в сыне талант к рисованию. Статус художника давал возможность лучших заработков, известности. Поэтому мальчика отдали подмастерьем к выдающемуся историческому живописцу Пьеру Жаку Казу (Pierre-Jacques Cazes). Во время учёбы он увлечённо копировал картины своего учителя.

Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Художник Жозеф Авед», 1734

Впоследствии, наставниками Жана Батиста Шардена стали гравёр и живописец Ноэль Куапель (Noel-Nicolas Coypel), портретист Ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo). Последний привлёк юношу к восстановлению фресок дворца Фонтенбло, привив любовь к портретной живописи, тонкой цветопередаче.

Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Скат», 1728

Но самым родным жанром Шардена оставался натюрморт. Фрукты, охотничьи трофеи, предметы быта, изображённые им, поначалу принимали за произведения знаменитых фламандских мастеров. В 1728 году его «Скат», выставленный на показе дебютантов, так поразил известного академика Никола де Ларжильера (Nicolas de Largillierre), что тот рекомендовал молодому живописцу пробиваться в престижную Академию живописи и скульптуры.

Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Мыльные пузыри», 1733-1734

Тридцатые годы XVIII века положили начало созданию ряда бытовых жанровых сцен, в которых автор отображал спокойный семейный уклад, размеренность городской жизни. Яркий пример, вышедший из-под его кисти — «Молитва перед обедом», написанная в 1744 году и высоко оценённая знатоками искусства.

Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Молитва перед обедом», 1744

Знаменитый живописец прожил всю свою жизнь, не покидая пределов Парижа. Последние годы он посвятил освоению рисунка пастелью, создавая прекрасные портреты. В том числе, собственный автопортрет 1775 года.

Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Шарманка», 1751

Интриги, критика, неожиданное самоубийство сына подорвали здоровье Шардена. Он продолжал рисовать, отдав последние силы живописи, но долгая болезнь привела к тому, что 6 декабря 1779 года престарелый и больной художник умер, месяц не дожив до восьмидесятилетия.

Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Натюрморт с персиками, серебряным кубком, виноградом и грецкими орехами», 1760

Самые известные картины Жана Батиста Симеона Шардена

Картины Жана Батиста Шардена отличаются необычно тонкой, лишённой подчёркнутой неприглядности, манерой изображения, ощутимой даже тогда, когда его моделью становились мёртвые животные, рыбы, мятые кубки, кастрюли кухарок. Этим мастер заметно отличается от голландцев. К наиболее знаменитым его работам относятся:

  • «Мёртвый заяц» (1730) — одно из классических изображений охотничьих трофеев. Создана под влиянием фламандских натюрмортов.
  • «Мыльные пузыри» (1733-1734) — жанровая сценка, пойманная автором на одной из улочек родного предместья. В настоящее время оригинал хранится в Вашингтоне, США.
  • «Художник Жозеф Авед» (1734) — в салонном показе картина шла под названием «Алхимик». Критики высоко оценили её, найдя в манере исполнения подражание Рембрандту (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).
  • «Шарманка» (1751) — одна из последних жанровых сценок, созданных живописцем. Была тепло принята правящим французским монархом.
  • «Натюрморт с персиками, серебряным кубком, виноградом и грецкими орехами» (1760) — игра света и тени, точная передача текстуры предметов, восхитила французского философа Дени Дидро (Denis Diderot).
  • «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766) — написан по высочайшему заказу русской императрицы Екатерины Великой, для украшения будущего здания Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Жан Батист Симеон Шарден. Картина «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится