Кто на закате советской эпохи создавал имидж важным особам и первым звездам сцены
0
0
679
просмотров
Сегодня профессии дизайнера, стилиста и визажиста считаются престижными, а вот во времена СССР таких названий еще не существовало – у истоков этих профессий стояли немногочисленные модельеры и элитные парикмахеры, к услугам которых могли обратиться лишь единицы. В эпоху перестройки самой стильной женщиной страны называли первую леди – Раису Горбачеву, а самыми изысканными звездами эстрады – Ирину Понаровскую и Наталью Ветлицкую. Кто же им помогал в создании эффектных образов?
Первая леди СССР Раиса Горбачева
Чета Горбачевых во время визита в США, 1987

Раиса Горбачева была первой супругой главы советского государства, которую узнал народ, – до нее жены Генеральных секретарей редко появлялись на публике и не сопровождали своих супругов в поездках, а иностранные делегации в СССР встречала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Поэтому Раису Горбачеву часто называют самой первой советской «первой леди». В ту эпоху, когда большинству женщин в стране красивые наряды были недоступны, она одевалась так, что все замирали у экранов, когда там показывали Горбачеву. За рубежом ее называли «коммунистической леди с парижским шиком».

Первая леди СССР Раиса Горбачева
Раиса Горбачева на закрытом показе YSL (Ив Сен-Лоран), 1986

Первая леди любила зарубежных дизайнеров, была лично знакома с Ивом Сен-Лораном и Пьером Карденом. Правда, в Доме моды на Кузнецком Мосту она тоже была частой гостьей: обсуждала предложенные художником-модельером Тамарой Макеевой эскизы, советовалась по поводу блузок с бантами и необычными воротниками. Об этом рассказывала искусствовед Алла Щиланина, которая работала в то время в Доме моды «Кузнецкий Мост»: «Работали с ней, в основном, художник Тамара Макеева и Лена Стерликова. В то время нам было строжайшее запрещено говорить на эту тему под страхом смерти, что она к нам ходит... Она привозила ткани, художник предлагал эскиз, были и деловые костюмы и вечерние, для five o'clock. Ей показывались эти эскизы, она их одобряла. Причем не вносила каких-то резких корректив. Она внимательно слушала советы тех, кто готовил ей наряды, в частности, Тамары Макеевой». Макеева сшила практически все выездные наряды Горбачевой и рассказывала о том, что первая леди делила свой гардероб на «внутренний» (не слишком шикарный, для СССР) и «внешний» (для поездок за границу, более изысканный).

Одна из самых известных советских манекенщиц Регина Збарская и Вячеслав Зайцев
Дизайнер за работой над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Раиса Горбачева не раз заявляла, что одевается исключительно у Вячеслава Зайцева, но сам модельер позже опроверг эту информацию: «Раиса Максимовна была очень властной женщиной, не терпящей возражений, а я не приемлю, когда мне указывают, что мне как художнику надо делать. Я порекомендовал ей обратиться к прекрасному художнику-модельеру из ОДМО Татьяне Макеевой. Именно ее работы с удовольствием демонстрировала Раиса Горбачева».

Модельер Вячеслав Зайцев и созданный им образ Зиночки из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973

Вячеслав Зайцев был одним из ведущих модельеров СССР. Долгое время его не выпускали из страны – боялись, что он не вернется. А позже его модные показы проходили в Милане, Париже, Нью-Йорке и Токио. На Западе его называли «Красным Диором» и включали в пятерку «королей моды» мира. К нему обращались за помощью многие советские звезды эстрады, кино и театра, у Зайцева одевались Галина Уланова, Марина Ладынина, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова, Людмила Гурченко, Надежда Пахмутова, Алла Пугачева, Эдита Пьеха. Вячеслав Зайцев часто создавал образы знаменитых киногероинь – например, он был автором шикарных нарядов Зиночки в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» и платья для финального выхода героини Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман».

Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973
Наталья Селезнева в фильме *Иван Васильевич меняет профессию* в наряде от Зайцева

В создании стильного образа прическа и макияж играют не менее важную роль, чем наряды, поэтому роль стилистов-визажистов здесь тоже очень важна. Одним из первых советских профессионалов в этой отрасли был Лев Новиков, клиентками которого были Галина Уланова, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Лариса Долина, Кристина Орбакайте, София Ротару, Анжелика Варум и др. Более 10 лет Новиков работал над шоу Бориса Моисеева. Помимо этого, он часто трудился в качестве художника по гриму над спектаклями, на Международном театральном фестивале в Венсуэле он был удостоен приза за грим в постановке Романа Виктюка «Служанки».

Художник-стилист Лев Новиков и Ирина Понаровская, над имиджем которой он работал
Лев Новиков и Иван Демидов

Лев Новиков разработал имидж ведущего музыкальной программы «МузОбоз» Ивана Демидова и ведущего «Намедни» Леонида Парфенова, благодаря чему последнего признали самым элегантным ведущим 1994 года. В 1987-1988 гг. Лев Новиков работал над имиджем Ирины Понаровской – именно ему принадлежала идея перекрасить ее из брюнетки в блондинку и создать ей образ женщины-вамп. В дальнейшем этот имидж поддерживал Сергей Зверев.

Стилист с Ларисой Долиной, Лаймой Вайкуле и Валерием Леонтьевым
Лев Новиков и Кристина Орбакайте
Алла Пугачева, Сергей Зверев и Ирина Понаровская

Сегодня Сергей Зверев – звезда шоу-бизнеса, а начинал он как парикмахер, стилист и визажист. После школы он поступила в ПТУ сразу на три специальности: парикмахерское искусство, специалист по макияжу и дизайнер одежды. Еще на первом курсе он начал принимать участие в конкурсах и завоевывать призы, в том числе международные. На одном из конкурсов на него обратила внимание тренер сборной СССР по парикмахерскому искусству Долорес Кондрашова и пригласила его работать в Москву.

Сергей Зверев за работой (справа – с Валерией)
Наталья Ветлицкая и Сергей Зверев

Сергей Зверев работал над имиджем Татьяны Веденеевой, Аллы Пугачевой, Богдана Титомира, Ксении Собчак, Людмилы Гурченко, Лаймы Вайкуле, Валерия Леонтьева, Валерии, Натальи Ветлицкой и Ирины Понаровской. С Натальей Ветлицкой ему даже приписывали роман, а с Ириной Понаровской его связывали долгие годы сотрудничества. Зверев рассказывал: «С Понаровской я работал более десяти лет. Это был самый пик ее образа и популярности: роскошные шляпы, платья – такой невыносимый Голливуд, который в то время никто не носил».

*Мисс Шанель Советского Союза* Ирина Понаровская
Сергей Зверев за работой

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится