Кражи, подделки и дефиле в трусах: главные скандалы в истории Третьяковской галереи
776
просмотров
История знаменитого музея началась в 1856 - в этот год столичный купец Павел Третьяков решил пополнить свою коллекцию картинами Шильдера и Худякова. И вот уже 166 лет собрание произведений искусств не только продолжает радовать, восхищать и вдохновлять посетителей, но и провоцировать их на экстравагантные и даже ужасные поступки. О самых громких скандалах, произошедших в Лаврушинском переулке, мы и расскажем.

Впечатлительный иконописец

Впечатлительный иконописец Илья Репин

Художник Илья Репин увековечил страшную человеческую трагедию в картине «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Что ж, ужас в глазах царя, осознание убийства собственного чада и будущего наследника, горечь потери - вся эта гамма чувств легко читается зрителями. Эта картина не может не тронуть, но вряд ли у здравомыслящих людей возникнет желание растерзать это произведение. Однако такой человек нашелся. Январским утром 1913 года 29-летний иконописец с воплями «Довольно смертей, довольно крови» набросился на картину и исполосовал ее острым ножом. Удары были настолько сильны, что орудие вонзилось в перекладину подрамника. Подоспевший охранник обезоружил нападавшего, однако тому все же удалось исполосовать шедевр.

Глубокие порезы пришлись как раз на лицо героев полотна, и казалось, что картина испорчена окончательно. Но все же реставратору Богословскому удалось после длительного процесса дублирования подготовить полотно к восстановлению, а далее за дело взялся сам автор Илья Ефимович.

В 2018 году, уже спустя 105 лет после первого покушения, на картину вновь напали. С помощью металлической стойки ограждения было нанесено несколько ударов по защитному стеклу, которое при падении повредило холст в трех местах и авторскую художественную раму. Вандал вновь сослался на оскорбленные чувства верующих, а также указал, что исторически картина недостоверна. В настоящий момент шедевр восстановлен, но находится в фондохранилище в ожидании антивандальной и антибликовой витрины.

Скандал с поддельными картинами

Скандал с поддельными картинами

Помните комедию «Как украсть миллион» с очаровательной Одри Хепберн? Там отец главной героини когда в шутку, когда всерьез копировал работы известных мастеров и настолько преуспел в этом деле, что не каждый эксперт был способен найти отличия. В истории Третьяковки тоже такое случалось. В 2008 году штатным искусствоведам не удалось отличить поддельные картины, и около ста таких работ получили сертификаты подлинности. Впоследствии ошибки были признаны - такое изредко все же случается в искусстве. Но все же хотелось бы, чтоб сотрудники одного из главных музеев страны действовали более профессионально.

Перфоманс в трусах

Перфоманс в трусах экс-мэр Архангельска Александр Донской.

Третьяковская галерея прославилась не только собственными выставками, но и как площадка для проведения скандальных перформансов. Так, в 2017 году посетители могли наблюдать
около знаменитой картины Казимира Малевича «Черный квадрат» группу молодых девиц, которые были весьма необычно одеты. С верхней частью их гардероба было все нормально, а вот нижнее белье выглядело весьма грязным и совершенно не прикрывалось ни юбками, ни брюками, ни другими вещами.

Несколько позже стало известно, что это не девушки растеряли одежду - это их пригласили провести некую акцию, которую организовал бывший мэр Архангельска Александр Донской, который уже успел прославиться своими эпатажными выходками. Целью перфоманса, по словам бывшего чиновника, было стремление заострить внимание на положении современного искусства в Третьяковской галерее. Однако на самом деле все выглядело как демонстрация грязных трусов.

Красные стринги и современные художники

Красные стринги и современные художники Перфоманс в Третьяковской галерее.

И хотя перфоманс Александра Донского и вызвал бурю эмоций у общественности, тем не менее желание покрасоваться среди шедевров мирового значения в трусах у некоторых посетителей не отпало. Весной 2019 года в залах Третьяковской галереи показался ценитель искусства, который из одежды имел лишь красные стринги. Худощавый мужчина неспешно прогуливался по залам, останавливаясь перед заинтересовавшими его творениями. И пока другие ценители искусства наблюдали за движением ягодиц в красных стрингах, соратники провокатора успели развесить по стенам залов свои собственные шедевры.

Авторами такого выступления стало сообщество современных художников. Они заострить внимание на следующем: в настоящее время невозможно представлять собственные современные работы в стенах известных музеев и галерей. А ведь они, по их мнению, не хуже произведений
Василия Кандинского и Петра Кончаловского. Для острословов же этот перфоманс стал новым поводом для шуток. «Явлением глиста народу» они прозвали акцию мужчины в алых стрингах.

Странные правила

Странные правила перфоманс и экскурсия в Третьяковской галерее.

В 2018 году Третьяковка вновь попала на газетные полосы в качестве места скандала, причем поводом послужила не кража, а странные правила, введенные администрацией. Согласно им разговоры посетителей о представленных экспонатах, в особенности если кто-то из собеседников хоть немного разбирается в живописи и скульптуре, считалось проведением несанкционированной экскурсии. На деле это порой оборачивалось выдворением из музея посетителей, которые делились впечатлением и известными им фактами о шедеврах со своим друзьями или даже детьми. Это неадекватное правило шутники назвали «сезоном большого чмора». В социальных сетях появилась целая волна возмущения, и, поколебавшись некоторое время, администрация пересмотрела правила поведения в залах музея. С тех пор сотрудники уверяют, что никаким образом не препятствуют обсуждению экспонатов между посетителями.

Наглое похищение

Наглое похищение Чуприков Денис - похититель Архипа Куинджи.

Вы думаете, что украсть шедевр из картинной галереи можно лишь ночью, хитроумно обманув охрану и сигнализацию? Практика убеждает, что это возможно сделать средь бела дня! В конце января 2019 года изумленные посетители наблюдали, как какой-то мужчина уверенно зашел в зал, где демонстрировались работы Архипа Куинджи. Он подошел к картине «Ай-Петри.Крым», спокойно освободил ее от рамы, покинул музей и на автомобиле скрылся. Благодаря камерам видеонаблюдения удалось вычислить грабителя и вернуть шедевр уже на следующий день. Похитителем оказался Денис Чуприков, которого впоследствии суд приговорил к двум с половиной годам тюрьмы и возмещению затрат на реставрацию. Свой поступок молодой человек объяснил жаждой острых ощущений и назвал провокацией. Вот только остается гадать насколько желание хайпануть было оправдано.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится