Экслибрис: печатный книжный знак с длинной увлекательной историей
0
695
просмотров
Экслибрис (от латинского ex libris — «из книг») — это уникальный знак, указывающий на принадлежность книги определенному лицу. Экслибрис, обычно, состоит из двух основных элементов: имени хозяина книги и изображения, в лаконичной художественной форме иллюстрирующего личность владельца.
Экслибрис. Экслибрис Уильяма Хьюера, конец XVII века

Экслибрис наклеивают или отпечатывают со специальной матрицы на левый форзац (внутреннюю сторону книжного переплета). Наличие знака о принадлежности книги известному владельцу в большинстве случаев значительно повышает ее художественную ценность и стоимость при продаже.

Виды экслибрисов

Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.

Экслибрис. Экслибрис монастыря Буксхайм, конец XV века

Экслибрисы классифицируют по следующим основным критериям:

  • Типу художественного изображения (гербовые, вензельные или сюжетные)
  • Стилю исполнения (в духе Ренессанса, барокко, рококо, символизма, романтизма, классицизма, модерна, абстракционизма).
  • Технике печати (ксилография, цинкография, литография, линогравюра, офорт).
  • Цветовому решению (моно- или полихромные).
Экслибрис. Альбрехт Дюрер. Экслибрис Лазаря Шпенглера, 1515

Гербовые экслибрисы представляют собой точную копию фамильного герба владельца. Этот тип книжных знаков является самым древним. Вензельные образцы изготовлены в виде замысловатых орнаментов, в которых можно различить инициалы владельца книги.

Экслибрис. Экслибрис сэра Патрика Баджа Мюррея Трейпланда, конец XVIII века

Сюжетные экслибрисы — наиболее обширная группа книжных знаков. Многие ценители этих предметов искусства подбирают свои коллекции по тематике изображений. Наиболее часто встречаются следующие художественные мотивы:

  • пейзажи;
  • изображения кораблей;
  • растения и животные;
  • аллегории, символы и инструменты из различных научных дисциплин;
  • ангелы и мифологические существа;
  • драконы и обнаженная натура;
  • предметы и объекты из профессиональной деятельности владельца книг
Экслибрис. Экслибрис лорда де Табли, конец XIX века

Большинство старинных экслибрисов являются монохромными. Разноцветные книжные знаки получили широкое распространение только в конце ХХ века, после изобретения множества удобных и доступных технологий цветной печати.

История экслибриса

История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.

Экслибрис. Экслибрис Мартина Бреслауэра, конец XIX века

С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением инкунабул ситуация кардинально изменилась. Количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.

Экслибрис. Экслибрис библиотеки Генерального Штаба Армии Российской Империи, начало ХХ века

В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть суперэкслибрисами.

Экслибрис. Образец суперэкслибриса на обложке немецкой книги, XVIII век

Одновременно, обрел популярность другой, более дешевый способ обозначения книг путем приклеивания с внутренней стороны обложки небольшого куска бумаги с печатной надписью «Ex libris» и фамилией владельца. Так появились первые экслибрисы, которые со временем превратились в сложные орнаментальные изображения всевозможных форм и стилей.

Экслибрис. Экслибрис Луи Джона Рида в стиле ар-нуво, начало ХХ века

До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом в основном на территории Священной Римской Империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники:

  • Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer);
  • Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere);
  • Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere).
Экслибрис. Экслибрис профессора Павлова, начало ХХ века

С началом XVII века мода на экслибрисы постепенно распространилась на другие страны Европы: Францию, Италию, Англию, Испанию. В каждом регионе постепенно сложилась собственная оригинальная школа печатных книжных знаков с отличительными особенностями. В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства.

Экслибрис. Экслибрис Ричарда Шустера, начало ХХ века

Второй половиной XIX века датируются первые попытки коллекционирования и детального изучения старинных экслибрисов. Стимулом к этому послужило издание «Руководства по изучению буклетов (экслибрисов)» авторства лорда де Табли (John Byrne Leicester Warren).

Экслибрис. Экслибрис сэра Джона Форреста, начало ХХ века

Уже к началу ХХ века общества коллекционеров экслибрисов были созданы в Англии, Германии, Франции и США. В 1903 году Британский музей опубликовал первый каталог, в который вошло более 35 000 уникальных книжных знаков.

Экслибрис. Экслибрис Эдварда Пенфилда, начало ХХ века

В настоящее время во всем мире имеется более 50 национальных обществ коллекционеров экслибрисов, которые объединены в соответствующую Всемирную федерацию (FISAE). Почитатели этого увлекательного искусства собирают работы известных художников, обмениваются знаниями и участвуют в специализированных конгрессах.

Экслибрис. Экслибрис Марко Фрагонара, конец ХХ века

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится