Адольф Аппиан: гений монохромного пейзажа
504
просмотров
Адольф Аппиан (Adolphe Appian; настоящее имя — Жак-Бартемели) — французский художник и гравер XIX века, представитель барбизонской школы.

Адольф Аппиан (Adolphe Appian; родился 28 августа 1818 г. — умер 29 апреля 1898 г.) — выдающийся французский художник-пейзажист и гравер XIX века. Творчество Адольфа Аппиана неразрывно связано с барбизонской школой живописи. Его атмосферные картины, нарисованные углем, передают всю прелесть отдаленных, нетронутых человеком уголков Франции. Творческую биографию художника можно разделить на два периода: после увлечения монохромной цветовой палитрой пришло время выразительных, сочных оттенков.

Адольф Аппиан виртуозно владел техникой работы на пленэре. Природа для него — отдельный сюжет, живой, драматичный, непостижимый и неизменно прекрасный.

Адольф Аппиан. Фотопортрет художника, год создания неизвестен

Биография Адольфа Аппиана

Адольф Аппиан появился на свет 28 августа 1818 года в Лионе — чудесном городке в Ронской низменности, изобилующей виноградниками и садами. В 15 лет он сменил имя, полученное при рождении, и превратился из Жака-Бартемели в Адольфа. В 1833-1836 гг. юноша посещал Школу изящных искусств, где обучался росписи шелков для местной промышленности. Наставниками начинающего художника стали Жан-Мишель Гробон (Jean-Michel Grobon) и Огюстен-Александр Тьерра (Augustin-Alexandre Tierra). По окончании учебного заведения молодой человек трудился графическим дизайнером, у него была собственная студия.

Адольф Аппиан. Картина «Пруд», 1867

В 1835 году Адольф приехал в столицу Франции. Он хотел принять участие в Парижском салоне, но его произведения не выдержали жесткого конкурсного отбора. Работы Аппиана впервые покорят Салон только в 1853-м. И почти полвека, то есть всю оставшуюся жизнь, художник каждый год будет там выставляться.

Адольф Аппиан. Картина «Пейзаж с фруктовыми деревьями», год создания неизвестен

Во многом признанию его таланта способствовало знакомство с Камилем Коро (Camille Corot) и Шарлем-Франсуа Добиньи (Charles-François Daubigny), оказавшими сильное воздействие на стиль живописца. Воспользовавшись советами этих опытных мастеров, Адольф Аппиан отточил свою технику рисования углем до совершенства.

Адольф Аппиан. Картина «Лодки каботажного побережья Италии», 1874

Его гравюры отличаются живостью, они удивительно гармоничны и магически привлекательны. Зритель ощущает витающее в воздухе настроение, предчувствие надвигающегося дождя, атмосферу закатов и рассветов. Камни, деревья, зеркальный блеск водной глади, отражения в реке — все выглядит очень натуралистично. Благодаря умелой светотеневой моделировке монохромные пейзажи настолько точно отражают состояние природы, что кажется — цвет будет только мешать! Ведь черные линии удивительно выразительны.

Адольф Аппиан. Картина «Берег ручья в Россильоне», 1867

Долгое время гравюра была любимой художественной формой мастера. Его рисунки регулярно публиковались в популярных журналах и украшали собой ежегодный альбом Общества аквафортистов.

Две картины Аппиана, выставленные в столице Франции, были куплены в 1866 году Наполеоном III и принцессой Матильдой. Это упрочило статус художника в мире искусства. В 1868-м Адольф получил золотую медаль Салона. Он неоднократно участвовал и во Всемирных выставках — в Париже, Лондоне, Мюнхене.

Адольф Аппиан. Картина «Окрестности Каркерона», 1882

Адольф Аппиан сумел показать себя и замечательным колористом. В 1870-х цветовая палитра становится все более яркой, краски — сочными и насыщенными. Некоторые исследователи связывают это с его увлечением японскими пейзажными гравюрами.

Художник скончался 29 апреля 1898 года в Лионе, в возрасте 79 лет. За бесценный вклад в живопись Адольф Аппиан удостоился ордена Почетного легиона.

Самые известные картины Адольфа Аппиана

Работы Адольфа Аппиана, как и произведения других барбизонцев, перекликаются с картинами ранних импрессионистов. Мастеру были интересны разные типы ландшафта: он изображал реки, поля, леса, моря и горы наряду с живописными городскими набережными, одетыми в камень. Художник внимательно наблюдал за изменчивыми состояниями природы и чутко улавливал тончайшие световые нюансы. Его пейзажи полностью погружают зрителя в атмосферу пасмурного осеннего дня или летней рассветной прохлады. В числе лучших картин Адольфа Аппиана:

  • «Зимний пейзаж с собирателем из кустарников» (1854) — неяркое солнце разукрасило землю причудливым узором из теней. Простые фермеры и их скромный домик органично вписаны в природный антураж, а возвышающийся вдали замок выглядит «чужаком».
  • «Хорошо на обочине дороги» (1860-е) — «язык цвета» безукоризненно точен: талант колориста и умение автора создать удивительное по настроению произведение раскрылись здесь в полную силу.
  • «Рыбак на пруду у реки Эн» (1868-1870) — структура камня и дерева, блеск водной поверхности, глубина теней переданы поистине виртуозно.
  • «Источник Альбарина» (1870) — спокойный, величественный пейзаж. В прозрачной воде, как в зеркале, отражается берег и плывущие по небу облака. Картина хранится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен.
  • «Порт в Сан-Ремо» (1878) — одна из самых интересных гравюр автора, дающая ясное представление о силе его таланта.
Адольф Аппиан. Картина «Зимний пейзаж с собирателем из кустарников», 1854
Адольф Аппиан. Картина «Хорошо на обочине дороги», 1860-е
Адольф Аппиан. Картина «Рыбак на пруду у реки Эн», 1868-1870
Адольф Аппиан. Картина «Источник Альбарина», 1870
Адольф Аппиан. Картина «Порт в Сан-Ремо», 1878

Картины Адольфа Аппиана сегодня можно увидеть в известных музеях мира. Его творчество оказало огромное влияние на американского художника Стивена Пэрриша (Stephen Parrish).

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится